Уважаемые коллеги!

Сейчас вы просматриваете архивную версию сайта.

Новый сайт доступен по адресу - IRKUTSK.ER.RU.

Добро пожаловать!

Закрыть



Карта сайта •

RSS Twitter Facebook


 

bPartProj.png (186 441 bytes)

   


Система Orphus

Ирина Синцова: Автономными станут
самые сильные, конкурентоспособные
учреждения

Автономными станут самые сильные, конкурентоспособные учреждения

Депутат фракции «Единая Россия» Ирина Синцова ответила на вопросы посетителей сайта

07 июля 2010 10:33

2010-07-07 10:33 GMT +8, ИРК

На вопросы посетителей сайта «Твой Иркутск» ответила председатель Комитета по социально-культурному законодательству Законодательного Собрания Иркутской области, депутат фракции «Единая Россия» Ирина Александровна Синцова.

В первую очередь я хотела бы поблагодарить всех тех, кто прислал вопросы, касающиеся реформирования бюджетной системы. Совершенствование общественных, экономических отношений волнует людей, а это является подтверждением растущей гражданской ответственности — того, без чего невозможно дальнейшее развитие. Мы переживаем период, характерная черта которого преодоление последствий всемирного экономического кризиса, и признание необходимости произвести изменения в общественной, экономической, социальной жизни очевидны для всех здравомыслящих людей. Все мы являемся пользователями бюджетных услуг в школе, больнице и т. д. Чаще всего качество этих услуг оставляет желать лучшего. При этом эксперты и финансисты в один голос утверждают, что качество предоставляемых услуг напрямую не связано с объемом выделяемых денежных средств. Финансирование бюджетных учреждений по смете, которое сейчас осуществляется, не стимулирует эффективное использование денежных средств, не способствует снижению внутренних издержек, а дополнительно заработанные этими учреждениями средства перечисляются в бюджет соответствующего уровня. Федеральный закон от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных учреждений)» направлен на реформирование бюджетной системы, он повышает ответственность учреждений перед гражданами за качество предоставляемых услуг. При этом хочу подчеркнуть, что действующая Конституция РФ гарантирует право каждого человека на бесплатное качественное дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование, медицину и другие социальные блага.

Для Федерального Закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных учреждений)» определен переходный период, который предполагает принятие еще более ста нормативных документов. При подготовке ответов были проведены консультации с областными министерствами образования, культуры и архивов, здравоохранения. Также использованы комментарии первых лиц государства, членов Правительства РФ.

- Здравствуйте, Ирина. У меня, как у будущей матери первоклассника, возник вопрос: «У нас в саду заведующая говорит, что отменяют учебный план, теперь только игровая форма. Это правда? А как подготовить ребенка к школе, при таких высоких требованиях, если ты целый день на работе??? Водить в частную школу? Мы ежемесячно платим за сад, а еще и за школу платить, а зачем тогда вообще ходить в детский сад и платить за него!?? А что будет в школе, если у нас уже сейчас такое в саду творится? Благодарю за Ваше внимание, спасибо.

В системе дошкольного образования, действительно, происходят изменения. Прежде всего они связаны с введением государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Основные её цели — формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.

Занятий учебных, действительно, не будет, но образовательный процесс остаётся и будет строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми.
 — Здравствуйте, Ирина Александровна! Хотел задать вопрос по теме, но, прочитав вводную, решил сначала поинтересоваться, Вы от какой партии в ЗС Иркутской области? Думаю, что ответ не будет лишним, для ясности позиции эксперта.

В Законодательное Собрание Иркутской области я избиралась от партии „ЕДИНАЯ РОССИЯ“, которая определяет ключевую цель в своей работе — новое качество жизни граждан России. Как это сделать? Несомненно, надо освободить экономику от сырьевой зависимости, определить показатели повышения качества жизни, на которые будет ориентироваться государство. И многие из этих показателей могут быть закреплены законодательно. Сейчас важно сформулировать набор характеристик, по которым возможна оценка качества жизни. Эти характеристики не сводятся только к материальным показателям. Ведь не все можно измерить деньгами. Возможность доступа к культурным ценностям, к информационным ресурсам прямо влияют на жизнь человека. Совершенствование взаимоотношений между государством, учреждением и получателем услуг, направленное на повышение эффективности предоставления данных услуг, становится необходимым условием развития общества.
 — Добрый день. Собственно те вопросы, которые в аннотации: Чем автономные учреждения отличаются от бюджетных? Станут ли школы платными? И еще: Каков процент учреждений останутся казенными, бюджетными, а какой станет автономным? Повлияет ли это на качество работы неавтономных? Заранее спасибо.

Автономными станут самые сильные, конкурентоспособные учреждения, которые получат наибольшую финансовую свободу. Им разрешат не только оказывать платные услуги, привлекать инвестиции, но и тратить доходы исключительно по своему собственному усмотрению.

Для казенных будут очень четко прописаны все статьи затрат, вплоть до сумм коммунальных услуг, транспортных расходов и покупки канцтоваров. Деньги для них будут, как и сейчас, перечисляться через казначейство и строго в определенное время. Скорее всего, этот статус получат детские дома, спецшколы, школы при колониях, малокомплектные школы.

Бюджетным учреждениям деньги станут выделять в виде субсидий, через казначейство. Большинство российских школ будут бюджетными учреждениями.

Платными школы не станут. На качество образования, которое предоставляется школами в рамках федерального государственного образовательного стандарта, никак не повлияет организационная форма образовательного учреждения.

Все обязательные предметы, включая математику, физику, химию, биологию, историю, иностранный язык, географию, русский язык, литературу, физкультуру, информатику, будут бесплатными для учеников в том объеме, который предусмотрен федеральным государственным образовательным стандартом.

Более того, в новом образовательном стандарте (для начальной школы), который вступает в действие с 1 сентября 2011 года, четко зафиксировано количество часов, в течении которых должна быть реализована образовательная программа. Это более двух тысяч уроко-часов. Образовательным стандартом предусмотрено еще 10 бесплатных часов еженедельной внеурочной деятельности, которая также входит в образовательный план учреждения.

- Моя ближайшая родственница работает в музее. В последнее время со стороны администрации их города наблюдается полное пренебрежение к потребностям учреждений культуры. Не то, что крышу отремонтировать, бумагу купить — большая проблема с чудовищными чиновничьими преградами. Что станет с ними после начала действия этого закона? Ведь они же не смогут перейти на самоокупаемость, им просто придется закрыться. Что будет с музеями в России? Очевидно, что они не будут относиться к казенным учреждениям. А к каким тогда? Как представляют их дальнейшую судьбу думские депутаты?

В Иркутской области 5 государственных музеев и 38 муниципальных. Областные государственные музеи в большинстве будут бюджетными учреждениями, т. е. их финансирование будет осуществляться по государственному заданию. Оплата труда во всех государственных музеях — отраслевая, средняя оплата — 10 тыс. руб. Два из областных государственных музеев по решению собрания трудового коллектива решили стать автономными учреждениями и готовят соответствующие документы. Все пять областных государственных музеев вошли в проект ведомственной программы „Модернизация государственных музеев Иркутской области“ и четыре из них финансируются по разным федеральным проектам.

В отношении муниципальных музеев необходимо отметить, что они находятся в ведении органов местного самоуправления. И принятие в установлено порядке решения об отнесении их к определенному виду муниципального учреждения: автономному, казенному либо бюджетному является полномочием указанных органов.

Полагаю, что в большинстве муниципальные музеи будут бюджетными учреждениями и также будут финансироваться по муниципальному заданию.

На федеральном и региональном уровне готовится ряд нормативных правовых актов органов исполнительной власти, включающих комплекс мер поддержки муниципальных музеев. В этом году из областного бюджета выделен 1 млн. руб. на поддержку муниципальных музеев.

- Здравствуйте, Ирина Александровна. Я прекрасно понимаю, что депутаты ЗС обязаны работать в рамках, определённых законодательством федерального уровня, и спрашивать за законодательное изменение нашего жизнеустройства необходимо с депутатов ГД РФ, которые в последнее время фактически узаконивают решения, выработанные в Правительстве и Администрации Президента. Однако, мне интересна Ваша позиция, поэтому позволю себе задать Вам ряд вопросов.

Во-первых, почему депутаты от фракции „Единая Россия“, являясь профессионалами в своей области (образование, медицина и т. д.), как правило, единогласно поддерживают непопулярные законы, ведь они же должны понимать, что эти законы приводят к негативным изменениям в регулируемых ими сферах. Как пишет М. Делягин: „Последние 20 лет убедительно показали, что подход к здравоохранению и образованию просто как к способу извлечения прибыли не позволяет им решать их основные задачи: укреплять здоровье нации и воспитывать морально здоровое общество, обладающее нужным количеством квалифицированных специалистов. Это же относится и к другим частям социальной сферы“. Почему депутаты от ЕР голосуют „ЗА“ подобные законопроекты? Это что, так называемая „партийная дисциплина“, непонимание последствий подобной „ломки“ сложившихся в нашей стране отношений и социальных институтов или существуют какие-либо санкции в отношении тех, кто голосует „ПРОТИВ“?

Вторая группа моих вопросов касается непосредственно № 83-ФЗ „О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений“. Проясните, пожалуйста, ряд моментов:

- что именно будет входить в финансируемое из бюджета государственное задание, что конкретно (какой объём услуг) останется бесплатным для потребителя, и кто это будет определять, как объём госзадания будет закреплён нормативно?

- какие гарантии того, что объём бесплатных услуг не будет уменьшен из-за, например, дефицита бюджета? Не смогут ли региональные власти по каким-либо причинам просто не оплатить госзадание подведомственным бюджетным учреждениям?

- кто и как будет устанавливать конкретный перечень „особо ценного“ движимого имущества, распоряжаться которым руководство бюджетного учреждения не имеет права?

Третья группа моих вопросов касается последствий введения № 83-ФЗ от 8 мая 2010 года в действие:

- считаете ли Вы позитивным тот факт, что по замыслу авторов закона он должен привести к конкуренции и тем самым автоматически повысить качество оказываемых услуг? Может быть конкуренция и хороша для стран так называемой „западной демократии“ с их протестантской этикой, гражданским обществом и „войной всех против всех“, может быть там она и приводит к повышению качества товаров и услуг и снижению цен. У нас конкуренция, прежде всего, приводит к закрытию и ликвидации предприятий и учреждений, к сокращениям работников и к разрушению солидарности. До избрания депутатом Вы работали преподавателем в профессиональном лицее № 17 г. Иркутска. Знаете ситуацию в образовании изнутри. Как Вы считаете, не приведёт ли принятый закон к конфликтам в учительском коллективе и к закрытию „неконкурентоспособных“ учебных заведений (хотя это относится ко всей бюджетной сфере, к поликлиникам, учреждениям культуры и т. д.)?

- не будет ли финансирование бюджетной сферы по государственному заданию означать разрушение инфраструктуры бюджетных учреждений? Хватит ли выделяемых в рамках госзадания средств не её сохранение и совершенствование?

- не приведёт ли принятый закон к повышению платности и снижению доступности социальных услуг и, как следствие, к дальнейшей деградации нашего народа? С уважением, Анатолий Викторович.

Есть хорошая пословица „Мы любим то к чему привыкаем!“. Здравый смысл подсказывает, что совершенствование системы, ее развитие — необходимо. Закон о бюджетных учреждениях вызвал широкую дискуссию, многие его положения стали предметом споров. Но все сходились в одном — существующее положение бюджетных учреждений является неудовлетворительным, и его надо менять. Именно для того, чтобы изменить его к лучшему, и был принят данный закон. Теперь на повестке дня — контроль за его реализацией. Не всегда такие сложные законы качественно выполнялись во всех субъектах Российской Федерации. Зачастую возникали ошибки, которых вполне можно было бы избежать. Чтобы минимизировать вероятность таких ошибок, установлен переходный период. Именно в течение этого периода должны быть сняты те проблемы, которые в наибольшей степени волнуют и граждан — потребителей бюджетных услуг, и работников бюджетных учреждений.

Государственное задание — документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему, условиям, порядку и результатам оказания государственных услуг, порядок контроля за исполнением государственного задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения, требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания.

Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

Порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения государственного задания в отношении бюджетных учреждений определяется Правительством Российской Федерации — для федеральных бюджетных учреждений, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации — для бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования — для муниципальных бюджетных учреждений.

Порядок определения видов особо ценного движимого имущества бюджетных учреждений определяется Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования соответственно.

Учредитель закрепляет недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество за бюджетным учреждением, определяет перечень особо ценного движимого имущества бюджетного учреждения.

Показатели государственного (муниципального) задания используются при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), для определения объема субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным или автономным учреждением.

Рыночные отношения развиваются по объективным законам, один из которых — закон о конкуренции, который несомненно влияет на качество товара, услуг. В соответствии с частью 4 статьи 61 ГК РФ(в редакции закона о бюджетных учреждениях) учреждение не может быть признано несостоятельным. Учреждение может быть только ликвидировано по особой процедуре, при этом все его имущество, которым оно не вправе распоряжаться, не может быть передано кредиторам и поступает в казну государства. У государства есть обязанность создавать условия доступности образования и медицинского обслуживания для всех своих граждан.
 — Здравствуйте, Ирина Александровна! Госдума стремительно приняла несколько раз откладывавшийся проект закона о бюджетных учреждениях, а Совет Федерации не менее стремительно одобрил его, направив на подпись президенту. Характерно, что глава Совета Федерации, штатный „оппозиционер его Величества“ Миронов при этом активно критиковал только что одобренный под его председательством закон. После этого президент Медведев торжественно дал гарантии того, что „никакого перехода к платному образованию не предполагается и из закона не вытекает, остаются прежние нормы предоставления образовательных услуг“. К сожалению, эти гарантии, как следует из размещенного на президентском сайте текста беседы, основаны не более чем на обещаниях Министра образования Фурсенко. Добросовестность и профессионализм последнего общеизвестны, а его деятельность позволяет, насколько можно судить, с полным правом называть его палачом российской системы образования.

Обоснование закона не совпадает с его содержанием. Официальная мотивация необходимости принятия закона о бюджетных организациях вполне рациональна. Действительно, сметное финансирование бюджетной сферы крайне неэффективно и не стимулирует стремление руководителей бюджетных организаций к эффективному хозяйствованию, а контроль качества практически полностью отсутствует.

Однако устанавливаемый законом „новый порядок“ в бюджетной сфере никак не связан с исцелением этих язв бюджетной сферы, на которые справедливо указывают разработчики.

В самом деле: действенный контроль качества как не вводился, так и не вводится, качественно новых стимулов к экономии средств не предусматривается. А по-настоящему позитивные меры, предусмотренные законом, — открытую публикацию отчетности всех бюджетных учреждений и сохранение в их бюджетах средств, не израсходованных ими к концу года, — можно было осуществить и без кардинальной ломки всей бюджетной системы.

Вопросы:


1) Прежде всего, неясно, что именно будет бесплатным для потребителя, финансируемым из бюджета государственным заданием. Несмотря на все заверения Медведева, в принципе возможна ситуация введения нового стандарта среднего образования, в рамках которого школьнику будет достаточно, как предусматривалось еще гитлеровским планом „Ост“, уметь читать, писать, применять четыре действия арифметики и знать, что покорство любым властям предписано непосредственно Богом. (Как указывает о. Александр Шумский, „православный не имеет права на социальный протест“: если его права нарушаются, он может только молиться). В результате школьники могут лишиться „доступа“ к принципиально важным для формирования личности предметам (вроде астрономии) или к предметам, позволяющим становиться специалистами (вроде химии и биологии).

2) Руководство бюджетного учреждения не имеет права распоряжаться недвижимостью и „особо ценным“ движимым имуществом. Под последним понимается имущество, необходимое для выполнения государственных заданий, -, но совершенно неясно, кто, как и из каких соображений будет устанавливать его конкретный перечень. С другой стороны, являются ли „особо ценным“ имуществом вуза, например, столы и стулья? Если нет — на них можно распространять взыскание по долгам вуза, практически парализуя его деятельность вопреки официальным заявлением о невозможности этого. Признание же всего имущества бюджетной организации „особо ценным“ лишает ее основной части ее хозяйственной самостоятельности. При этом решение о том, какое имущество включать в указанную категорию, будет, скорее всего, производиться по произволу отдельных чиновников, индивидуально для каждого бюджетного учреждения.

3) Совершенно непонятная ситуация возникнет, если региональный бюджет в силу нарастающего социально-экономического кризиса не сможет оплатить госзадание подведомственным бюджетным учреждениям. Строго говоря, они смогут просто отказаться оказывать соответствующие услуги населению, оставив его без образования, медицины и других жизненно важных сфер жизни.

Но самое главное заключается в том, что, вне зависимости от слов, произносимых нашими руководителями, закон о реформе бюджетных учреждений неминуемо серьезно расширяет сферу платных социальных услуг. Расширение сферы платных социальных услуг неминуемо ведет к падению реального уровня жизни — даже при формальном росте доходов населения. Грубо говоря, на один рубль прироста доходов будет приходиться несколько рублей прироста расходов на социальные нужды, еще недавно бывшие бесплатными.

В условиях массовой бедности россиян, которую официальная статистика эффективно маскирует расчетом „средней температуры по больнице“ (складывая доходы олигархов и по-прежнему нищих бюджетников и пенсионеров), это будет означать снижение доступности социальных услуг, в том числе и жизненно важных.

Как было отмечено в ответах на предыдущие вопросы, на качество образования, которое предоставляется школами в рамках федерального государственного образовательного стандарта, никак не повлияет организационная форма образовательного учреждения. Все обязательные предметы будут бесплатными для учеников в том объеме, который предусмотрен федеральным государственным образовательным стандартом.

Порядок определения видов особо ценного движимого имущества бюджетных учреждений устанавливается Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования соответственно. Учредитель закрепляет недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество за бюджетным учреждением, определяет перечень особо ценного движимого имущества бюджетного учреждения, руководствуясь вышеуказанным порядком.

В отношении спрогнозированной Вами ситуации, когда региональный бюджет не сможет оплатить госзадание подведомственным бюджетным учреждениям, в силу чего соответствующие услуги населению оказаны не будут и население останется без образования, медицины и других жизненно важных сфер жизни:

полномочия органов государственной власти субъектов федерации (в том числе в сфере образования, здравоохранения, культуры и т. п.) четко определены федеральным законодательством. Реализация данных полномочий является не правом, а обязанностью региональных властей и не может зависеть от наполняемости региональных бюджетов. Кроме того действующим законодательством предусмотрена система, направленная на сбалансированность бюджетов всех уровней за счет предоставления бюджетных средств одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ.

-Как будет определятся переход (как определят какие учреждения должны относится к казенным, какие к бюджетным, а какие к автономным)? И кто будет устанавливать размер заработной платы в госучереждениях этих типов, от чего будет она зависеть?

Какие учреждения будут казенными, а какие бюджетными или автономными решает учредитель. Для того, чтобы перейти в статус автономной организации, понадобится не только согласие учредителя, но и согласие общего собрания коллектива.

На установление размера заработной платы принятие федерального закона никак не влияет. Речь идет лишь о правовом статусе учреждений.

-Мда, создается впечатление, что конференции придуманы для обливания грязью и высказывания недовольства... ну да ладно, не обращайте на них внимание! у меня к Вам, Ирина Александровна, два простых вопроса. 1. А что будет с МУЗами (учреждениями здравоохранения)? В какую форму их реорганизуют? 2. Какие из упомянутых в законе видов учреждений будут руководствоваться в своей деятельностью законом 94-ФЗ о гос.закупках?

Конференция — одна из форм обсуждения заданной темы. При этом содержательная часть определяется знанием темы, умением говорить и вести дискуссию, критически мыслить и анализировать и, конечно же, уровнем культуры участников.

Решение о переводе учреждений здравоохранения на новый механизм финансового обеспечения государственного (муниципального) задания будет приниматься, исходя из способности его руководителя и коллектива осуществлять деятельность в новых экономических условиях, в том числе умения более эффективно использовать поступающие ему денежные средства.

Медицинским учреждениям статус автономных подходит в наименьшей степени, исключениями, возможно, станут лишь часть стоматологических и косметологических поликлиник, потому что они действительно могут в этой форме собственности жить и работать.

Основным видом лечебных учреждений будет бюджетная форма (с расширенным объемом прав).

Основанием же перевода учреждений в казенную форму является необходимость осуществления функций и полномочий органа государственной власти (местного самоуправления).

К казенным учреждениям подлежат отнесению также учреждения, неспособные действовать в условиях расширенной самостоятельности и ответственности.

Таким образом, например, психиатрические больницы (стационары), дома ребенка, часть учреждений туберкулезной службы будут отнесены к казенным учреждениям.

Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ „О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ распространяется на казенные и бюджетные учреждения.
 — Действительно, Ирина Александровна, не обращайте на нас внимания! Люди же в нашей стране не главное уже лет 20. Ну, да Бог нам всем судья. У меня возникло к Вам ещё два простых вопроса:
- почему по подобным законопроектам, кардинально меняющим нашу жизнь, не проводятся референдумы? —  что, по-вашему, нужно (можно) сделать, чтобы отменить ФЗ-83 от 8 мая 2010 года

Каждый человек в праве иметь собственное мнение. Мое — отлично от Вашего.

Законом от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ „О референдуме Российской Федерации“ определены случаи, при которых проводятся референдумы. В данном случае инициатива могла бы исходить от граждан. Но при этом в силу указанного закона инициатива должна принадлежать не менее чем двум миллионам граждан Российской Федерации.

Нужно (можно) измениться всем нам. При выходе из периода, который характеризуется как преодоление последствий мирового экономического кризиса, мы должны сделать выводы и, по большому счету, измениться, чтобы учесть ошибки прошлого. Это объективно существующий закон развития.
 — Как затронет данный переход среднеобразовательные школы?

Ответ на данный вопрос можно получить из ответов на заданные выше вопросы. Для государственных учреждений определено три вида: казенные, автономные, бюджетные. Большинство школ будут бюджетными учреждениями.

Бюджетным учреждениям деньги станут выделять не с четкой разбивкой по строкам расходов, а в виде субсидий. Директор учреждения будет вправе самостоятельно решать, сколько потратить на ремонт, а сколько, допустим, на выпуск буклета. Школы смогут предлагать услуги платных кружков и дополнительных занятий.

При этом на качество образования, которое предоставляется школами в рамках госстандарта, никак не повлияет организационная форма образовательного учреждения.»

«Твой Иркутск» 2010 








Популярные новости раздела