Уважаемые коллеги!

Сейчас вы просматриваете архивную версию сайта.

Новый сайт доступен по адресу - IRKUTSK.ER.RU.

Добро пожаловать!

Закрыть



Карта сайта •

RSS Twitter Facebook


 

bPartProj.png (186 441 bytes)

   


Система Orphus

Владимир Путин: Мы получили
действительно востребованный
эффективный инструмент обратной
связи с четкой постановкой
вопросов и с выходом на конкретные
решения этих проблем

Путин: Партия должна знать проблемы граждан

Если политическая сила претендует на поддержку граждан, она должна знать проблемы этих граждан, знать нужды наших людей, ставить во главу угла качество жизни каждого гражданина, повышение качества жизни каждого гражданина, делать всё для повышения благосостояния наших людей, причём не абстрактно, а именно у себя в городе, посёлке, регионе и в России в целом

05 сентября 2011 22:21

Председатель правительства Российской Федерации Владимир Путин в понедельник, 5 сентября, принял участие в межрегиональной конференции партии «Единая Россия» на тему «Стратегия социально-экономического развития Северо-Запада России до 2020 года. Программа на 2011–2012 годы»:

Добрый день, уважаемые коллеги, друзья!

Я очень рад приветствовать вас в одном из крупнейших индустриальных центров России, здесь, в Череповце. Сегодня у нас 8-я, по сути, итоговая Межрегиональная партийная конференция «Единой России».

Полтора года назад, в апреле 2010 года, мы провели первый форум в Новосибирске, а затем были встречи в Кисловодске, Нижнем Новгороде, Хабаровске, Брянске, Волгограде, Екатеринбурге с обсуждением конкретных проектов и стратегических планов развития и, конечно, тех насущных острых проблем, которые волнуют граждан в каждом регионе нашей большой страны от Тихого океана до Балтики.

Мы получили действительно востребованный эффективный инструмент обратной связи с четкой постановкой вопросов и с выходом на конкретные решения этих проблем. По итогам конференции были расширены программы льготных авиаперелетов для сибиряков, дальневосточников, калининградцев. Принято решение по повышению стипендий врачей-интернов. Стартовали масштабные проекты по поддержке отечественного здравоохранения, российской школы и дошкольного образования. Создается Северо-Кавказский федеральный университет. Уже сформирован специальный фонд развития для Дальнего Востока и Байкальского края. И, конечно, это далеко не исчерпывающий перечень тех решений, которые приняты по итогам этих конференций.

Прошедшие конференции стали площадкой для рождения и обкатки свежих идей и, особо подчеркну, дали возможность заявить о себе целеустремленным, энергичным людям - очень разным, но объединенным верой в Россию, в ее будущее. Людям, которые ставят перед собой амбициозные задачи, делают дело, не ссылаясь на обстоятельства, шаг за шагом преображают жизнь вокруг себя, в родном городе, поселке, крае, в регионе, в России в целом.

Речь также о людях, кто представлял свои проекты на конференциях. И они сейчас достаточно активно работают с вновь образованным Агентством стратегических инициатив. А каждый пятый из них принял участие и вошел в лидеры по результатам предварительного народного голосования. Каждый пятый!

Уверен, что это хороший резерв, уважаемые друзья, для пополнения фракции «Единой России» и в федеральном Парламенте, и в региональных парламентах по всей России.

Я хочу подчеркнуть - каждый, кто стремится создать что-то новое, созидать, добиваться успеха, должен иметь возможность реализовать себя и получить нашу поддержку. Партия «Единая Россия» открыта для всех, кто готов проявить гражданскую и деловую инициативу.

И еще один принципиальный момент. Убежден: если политическая сила претендует на поддержку граждан, - я уже об этом говорил не один раз, - она должна знать проблемы этих граждан, знать нужды наших людей, ставить во главу угла качество жизни каждого гражданина, повышение качества жизни каждого гражданина, делать всё для повышения благосостояния наших людей, причем не абстрактно, а именно у себя в городе, поселке, регионе и в России в целом. Именно такой подход стал базой для подготовки наших перспективных планов.

Мы исходим из того, что все российские территории имеют огромный потенциал развития. С учетом обсуждения на межрегиональных конференциях Правительство уже утвердило стратегию развития для шести федеральных округов: Сибирского, Дальневосточного, Приволжского, Северо-Кавказского, Центрального и Южного. До конца текущего года примем программы для Урала и Северо-Западного федерального округа. Основу стратегии составят более двухсот проектов. Они призваны стать локомотивами роста российских территорий. Общий объем инвестиций в их реализацию, по примерным оценкам, более семи трлн. рублей.

Приоритеты окружных стратегий и ключевые проекты развития обязательно войдут и в нашу народную предвыборную программу, которая должна быть принята на съезде «Единой России» 23-24 сентября текущего года с обозначением проблем, которые волнуют людей, и содержательными предложениями по их решению, конкретными шагами и планами действия по каждому субъекту Российской Федерации.

Уважаемые коллеги!

Сейчас позвольте перейти непосредственно к проблемам Северо-Западного федерального округа России.

Великий Новгород и Архангельск веками служили главными торговыми воротами Руси, а Санкт-Петербург задумывался и строился Петром Великим не только как северная столица, но и, прежде всего, как город-порт, способный связать нашу страну с соседями и в Европе, да и во всем мире, со странами и континентами.

Сегодня Северо-Западный округ также играет важнейшую роль в жизни страны, в интеграции России в мировую экономику. Достаточно сказать, что в 2010 году треть всего торгового оборота России была осуществлена через логистические возможности северо-запада нашей страны. Считаю, что регионы округа способны стать лидерами в развитии транспорта и современной логистики, задавать в этой сфере самые высокие стандарты. Задача комплексная, и здесь одинаково важно все: от создания стратегических транзитных маршрутов до обустройства сельских дорог.

Мы концентрируем ресурсы для планомерного обновления всей дорожной сети России. Так, объем региональных дорожных фондов только Северо-Запада в ближайшие 3 года составит порядка 140 млрд. рублей. Много это или мало? Для сравнения скажу: за 8 лет (с 2002 по 2010 годы) из бюджетов всех уровней на дорожное строительство было выделено 2,7 трлн. рублей. За такой же срок, с 2012 года тоже за 8 лет будет выделено на эти же цели не 2,7 трлн. рублей, а 8,3 трлн. рублей.

Но здесь очень важно выделить приоритеты. Напомню, что только в этом году на ремонт внутригородских дорог и благоустройство дворовых территорий во всех административных центрах субъектов Российской Федерации мы выделили 34 млрд. рублей, в том числе на ремонт городских дорог и благоустройство дворовых территорий в административных центрах Северо-Западного федерального округа из федерального бюджета выделено 3,7 млрд. рублей. Было бы правильно всю эту работу распространить и на другие города, районные центры и сельские поселения.

В этой связи предлагаю всем российским регионам значительную часть средств из своих дорожных фондов направить в первую очередь на внутригородские дороги и дороги сельских поселений. Кстати говоря, мы долго шли к тому, чтобы возродить эти дорожные фонды. Сейчас возродили, и я уже сказал, какие средства там мы собираемся аккумулировать. За 8 лет огромные деньги - 8 с лишним трлн. Руководители регионов были инициаторами создания этих фондов, а сейчас некоторые приходят и говорят: разрешите нам использовать эти деньги на другие цели. Так не договаривались. Я обращаюсь сейчас к своим коллегам, руководителям регионов Российской Федерации: деньги из дорожного фонда должны быть направлены на дорожное строительство.

Со своей стороны в течение ближайших 5 лет планируем провести полную модернизацию всех федеральных трасс округа. Это дороги «Россия», «Балтия», «Кола», «Нарва», «Скандинавия», «Холмогоры». Перестроим и расширим пограничные переходы, чтобы избавить людей от унизительного стояния в пробках, но очень рассчитываем, что и наши соседи на сопредельных территориях будут осуществлять свои программы развития.

В этом году мы завершили строительство Кольцевой дороги вокруг Санкт-Петербурга, закончили наконец строительство комплекса защитных сооружений. Петр I более 300 лет назад заложил Петербург, построил, и все 300 лет город страдал от наводнений, все 300 лет. И вот, слава богу, эта работа завершена. Я хочу поздравить еще раз строителей.

Нужно развернуть работу на северном и южном обходах Калининграда, а в дальнейшем нужно решить проблему грузового и автомобильного транзита и в других крупных городах региона.

Перед нами стоит задача - как минимум удвоить объемы дорожного строительства в России. Для этого нужны не только средства и передовые технологии, но и новые подходы к развитию инфраструктуры, к привлечению инвестиций, и прежде всего речь идет о различных моделях государственно-частного партнерства.

Кстати, хочу особо отметить, что уже 45 субъектов Российской Федерации приняли свои региональные правовые акты о поддержке такой формы работы, что создает хорошие условия для привлечения дополнительных инвестиций в инфраструктуру. Именно на принципах государственно-частного партнерства осуществляется строительство автодороги Москва - Санкт-Петербург - Западный скоростной диаметр (в Петербурге), а также возведение нового терминала в аэропорту Пулково.

К 2014 году пропускная способность этого аэропорта должна вырасти почти вдвое - с 7, как сегодня, до 13 млн. пассажиров в год. Таким образом, Пулково станет одним из крупнейших авиационных хабов не только России, но и Европы.

Одновременно продолжим реконструкцию всех ключевых аэропортов Северо-Западного округа: в Мурманске, Сыктывкаре, Калининграде, Архангельске, Петрозаводске, Пскове и Воркуте.

Обязательно поддержим межрегиональные и северные авиаперевозки, в том числе обновим местные аэропорты в Великом Устюге, в Ухте, Амдерме, Усинске, Нарьян-Маре. В общей сложности в развитие аэропортов Северо-Запада до 2019 года будет вложено свыше 60 млрд. рублей.

За последние 9 лет практически втрое увеличены возможности наших портов. Второе рождение пережили наши морские порты на Балтике и Баренцевом море. Уже сейчас их пропускная способность - порядка 220 млн. тонн, а это около 40% от грузооборота всех российских портов.

Я помню, как мы боролись в свое время и начинали стройку в Приморске, с нуля делали. Сколько было проблем и шума, в том числе со стороны наших партнеров - забота об экологии. Ни одной претензии нет. Порт блестяще работает и наращивает обороты.

Особо хочу сегодня отметить торговый порт в Усть-Луге. Он создается тоже с нуля. Первые объекты появились совсем недавно, в 2007 году, и мы рассчитываем, что уже к 2018 году Усть-Луга войдет в десятку крупнейших торговых портов мира. Сегодня он переваливает 11,8 млн. тонн. Рассчитываю, что к 2018 году Усть-Луга сможет обрабатывать около 180 млн. тонн грузов ежегодно.

Дальнейшие перспективы Усть-Луги связаны с созданием мощной индустриальной зоны. Здесь должны быть построены современные заводы, жилье, социальная инфраструктура. По сути, создается самый настоящий новый город примерно на 35-40 тыс. человек.

Впервые за последние десятилетия мы говорим о строительстве в нашей стране новых городов. Это применительно к Усть-Луге, это применительно, скажем, к новому космодрому на Дальнем Востоке. Там примерно то же самое должно произойти.

Страна обустраивается, выходит на качественно иные, более высокие рубежи, благодаря огромному труду и энергии миллионов наших граждан.

Надеюсь, уже в обозримой перспективе начнет постоянную стабильную работу Северный морской путь, и мы уверены, что он сможет составить конкуренцию традиционным торговым линиям - и по стоимости услуг, и по безопасности, и по качеству перевозок. Основной базой для Северного морпути, конечно, должен стать Мурманск.

В полной мере нам нужно использовать и потенциал внутренних водных путей России. До 2018 года планируется модернизировать Беломоро-Балтийский и Волго-Балтийский каналы. Также предстоит существенно расширить пропускную способность основных железнодорожных переездов, в том числе по направлениям Москва - Петербург и Петербург - граница Финляндской Республики, где уже курсируют высокоскоростные пассажирские поезда.

Дополнительные пути должны снять многие проблемы, а они, к сожалению, возникли. И надо было бы тем, кто осуществлял эти проекты, заранее над этим подумать. Например, люди жалуются на то, что движение экспрессов негативно сказывается на расписании пригородных электричек. Людям просто до работы трудно иногда добраться. Нужно было заранее об этом подумать. Но не подумали заранее. Считаю, что нужно предпринять все необходимые меры для того, чтобы эти проблемы разрешить.

Уважаемые коллеги, по нашим оценкам рост ВВП страны в этом году будет выше 4 процентов. И это значит, что уже к началу 2012 года наша экономика в полном объеме компенсирует кризисный спад. Думаю, что 4,2-4,3 - это неплохо, но мы должны стремиться к большим результатам. Но в целом это позволит нам добиться уровня докризисного развития. И Россия сделает это раньше, чем многие другие страны - страны с так называемой развитой рыночной экономикой.

В период глобального кризиса целый ряд факторов от нас с вами не зависел. Риски пришли извне. Их было очень много. Но мы никогда на это не ссылались, никаких оправданий не искали и не ждали «манны небесной». Мы всю ответственность взяли на себя полностью.

Я хотел бы сказать, что партия «Единая Россия» должна всегда быстро реагировать на острые ситуации: затрагивают ли они интересы всей страны, либо жителей отдельного региона, города, - не важно. Важно думать всегда о судьбах конкретного человека.

В Правительство приходит много обращений, в том числе через наши общественные приемные. Очень часто звучит просьба помочь с техническими средствами для реабилитации граждан с ограниченными возможностями. Мы недавно совсем обсуждали это на площадке Общероссийского народного фронта. О том, как непросто выбить коляску, протез, другое оборудование, говорили представители инвалидных организаций.

Я считаю, что уже к концу I квартала 2012 г. мы должны максимально сделать всё для того, чтобы обеспечить все заявки на технические средства реабилитации и ликвидировать очередь. Здесь должны четко сработать и федеральные, и региональные власти.

Еще раз подчеркну: главное - это права и интересы людей. В любых обстоятельствах мы не откажемся от своих социальных обязательств, будем их защищать так, как мы это делали даже в условиях острой фазы кризиса.

Помните, какая ситуация сложилась в свое время в одном из городов Ленинградской области - в Пикалево. Там и сейчас еще очень много проблем, кстати говоря, но все-таки острая фаза там преодолена и сейчас готовится программа развития с объемом частных инвестиций свыше 16 млрд. рублей. Стабилизировали ситуацию, теперь нужно идти дальше, и я считаю, что эти планы вполне реалистичны. Я с инвесторами встречался, - потенциальными, - смотрел эти планы, изучал. Будем стараться им помочь, с тем чтобы они вышли на новые рубежи.

Сейчас для всей российской экономики начинается новый этап развития. Нам нужно идти вперед и ставить новые задачи. Считаю очень важным, что в период кризиса, решая самые неотложные проблемы, мы не упустили из виду долгосрочные горизонты развития. Именно в последние годы была развернута работа по формированию сильного ядра в нашей высшей школе. Создавалась сеть федеральных и исследовательских университетов: в Северо-Западном округе это Северный и Балтийский федеральные университеты, в Архангельске и Калининграде, а также четыре национальных исследовательских университета. На их развитие дополнительно выделяем более 26 млрд. рублей. Специальная программа, как и для Московского государственного университета, разработана для Санкт-Петербургского государственного университета.

Кроме того, мы предусмотрели 19 млрд. рублей на реализацию совместных высокотехнологичных проектов вузов и бизнеса. На Северо-Западе это 16 проектов с общим объемом финансирования 5 млрд. рублей.

Для справки могу сказать, что в регионах Северо-Запада бизнес вложил уже 2,7 млрд. рублей, а государство направило на эти цели 2,3 млрд. рублей.

Отмечу и тот факт, что при вузах и научных центрах округа создано почти 100 малых и средних инновационных предприятий. Всего по России их уже более тысячи. Значит, 10% на Северо-Запад приходится. Много это или мало? По-честному сказать, мне кажется, не очень. Все-таки здесь такой мощный научный и образовательный кластер, что, мне кажется, можно было бы и побольше, и разворачиваться можно было бы побыстрее. Но в целом, в общем, неплохо - 10% от страны в целом.

Активно взаимодействует с образовательными центрами и компания «РОСНАНО», ее портфель в регионах Северо-Запада включает 16 проектов с бюджетом более 35 млрд. рублей.

Недавно мы обсуждали планы по укреплению профессионального образования с представителями Союза ректоров России. Я хочу еще раз подчеркнуть: высшая школа - важнейший ресурс долгосрочного развития страны, российских регионов, поэтому будем обязательно увеличивать инвестиции в эту сферу, уделять ей особое внимание.

Как вы знаете, с 1 сентября на 9% проиндексирован стипендиальный фонд. Конечно, это в абсолютных цифрах не много, но первоначально планировали на 6%, вышли на 9%. Посмотрим, если что-то можно будет сделать дополнительно, конечно, будем думать над этим.

Но в этой связи хотел бы обратить внимание на одну очень важную и социально чувствительную проблему. Если мы говорим о том, что в сфере оплаты труда школьных педагогов нужно выйти на среднюю по экономике региона, то совокупный доход преподавателей высшей школы, конечно, должен быть не ниже. И на этот счет предлагаю и федеральным органам власти, и региональным как следует подумать.

Я замечу, что пока лишь в трех регионах Северо-Западного федерального округа - Ленинградской области, Архангельской и Псковской областях - средняя зарплата преподавателей вузов превышает среднюю зарплату по экономике в субъекте Федерации.

Кроме того, уже в этом году мы запускаем пилотный проект, увеличиваем финансовую поддержку программы по подготовке инженерных кадров в 10 вузах, в том числе Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете. Запустим программу, оценим результаты, и в дальнейшем примем решение о расширении этой практики. Безусловно, это вложения в будущее, в завтрашний день нашей промышленности и экономики. Кстати говоря, предполагается, что только в рамках этой программы ее реализация приведет к увеличению доходов преподавателей как минимум на 7,5 процента.

Хочу обратить ваше внимание и на другой пример опережающего развития, на этот раз - в инфраструктуре. В 2010 году национальная экономика только начала подниматься из кризиса, но при этом в энергетике было введено свыше 3,2 гигаватта генерирующих мощностей. Много это или мало? Это самый высокий показатель за последние 10 лет. А в этом году мы должны ввести в 2 раза больше - 6,3 гигаватта, причем 1,4 гигаватта - здесь, в Северо-Западном федеральном округе России.

До 2015 года в округе будет дополнительно построено более 4 гигаватт новых генерирующих мощностей, а также почти 3 тыс. километров линий электропередач. Я скажу больше: Северо-Западный округ становится одной из опор европейской, а может быть, даже и мировой энергетической безопасности.

Вы помните, сколько копий было сломано, сколько слов было сказано по поводу наших экспортных поставок газа в Европу, сколько всяких палок в колеса нам вставляли при реализации, скажем, проекта «Северный поток», газовой системы по дну Балтийского моря, сколько было альтернативных проектов. Где они все? Только на бумаге. А «Северный поток» практически реализован.

У нас там 55 млрд. кубических метров - прокачка по году, две нитки, вот одну мы полностью закончили. Всё, завтра под Выборгом начнем пускать технологический газ. Это примерно займет месяц, а через месяц, в конце октября - в ноябре, можно будет уже поставлять газ потребителям.

Что это означает. Это означает, что мы постепенно, спокойно, без всяких рывков, уходим от диктата транзитных государств. Это и есть «окно в Европу» в энергетике.

Кстати говоря, общая стоимость проекта - 7,4 млрд. евро. Инвестиции очень серьезные. Добавлю, что через два месяца будет запущена и вторая очередь Балтийской трубопроводной системы, которая позволит существенно диверсифицировать наш энергетический экспорт. При этом хочу обратить внимание и компании «Газпром», и руководителей регионов. Вот я сейчас говорил об экспортном направлении. Ни в коем случае нельзя забывать и не будем забывать о газификации регионов Российской Федерации. Это отдельная тема.

На Северо-Западе предстоит серьезно развивать и ресурсную базу ТЭКа в целом. Будем использовать угольные пласты Печорского бассейна. Особое внимание необходимо будет уделить вопросам безопасности труда шахтеров, решению их социальных проблем. Нужно, конечно, сохранить наши угольные предприятия и в российском поселке Баренцбург на Шпицбергене, на Груманте, как издревле его называли наши поморы.

Что касается нефти, то перспективы здесь связаны с Тимано-Печорской нефтяной провинцией. Уже началось активное освоение Харьягинского и Усинского месторождений в республиках Коми и Ненецком автономном округе. Конечно, будем выходить на арктический шельф. В этом году на приразломном нефтяном месторождении на стыке Баренцева и Карского морей была установлена первая буровая ледостойкая платформа. Через несколько месяцев начнется промышленная добыча углеводородов.

Первая нефть с Приразломной пойдет уже в I квартале 2012 года, начало промышленной добычи - в IV квартале следующего года. Также вы знаете, что компания «Роснефть» и один из ведущих наших партнеров, одна из ведущих мировых компаний «Эксон Мобил» договорились о совместной долгосрочной стратегической работе. В том числе это касается и освоения арктического шельфа. Это позволит привлечь уникальные технологии и колоссальные инвестиции в объемах сотен миллионов долларов. Там уже о миллиардах идет речь. Это большие крупномасштабные проекты мирового уровня.

Добавлю, что в Санкт-Петербурге создается и специальный центр в рамках этой совместной работы, который должен обеспечить научно-техническую поддержку и сопровождение наших шельфовых проектов. В газовой отрасли будет развиваться работа и на одном из крупнейших в мире Штокмановском месторождении.

Конечно, компания «Газпром» вынуждена была немножко притормозить эту работу в связи с падением спроса на газ и с падением цен на газ, наверное, и правильно сделали, но мы не собираемся отказываться от этого проекта. Создан консорциум с участием «Газпрома» и зарубежных энергетических компаний. Мы рассчитываем, что уже до конца этого года будут приняты все инвестиционные решения по первой очереди проекта. В рамках освоения Штокмана предполагается строительство морского порта, а также крупнейшего в мире завода по производству сжиженного газа.

Россия должна стать одним из лидеров глобального рынка СПГ. Сроки реализации первой фазы проекта поставки газа - это конец 2016 года, где-то III и IV кварталы, пуск завода по СПГ предварительно планируется на 2017 год.

Что для нас не менее важно - это развитие газодобычи позволит существенно продвинуться, как я уже об этом только что сказал, в газификации регионов Северо-Запада, в том числе и Мурманской области, которая до сих пор практически не газифицирована.

Хотел бы здесь подчеркнуть: если государство, бизнес осуществляют мегапроекты - это обязательно должно позитивно сказываться на жизни регионов, где эти проекты реализуются. Чтобы не получалось так, что деньги и ресурсы оказываются где-то далеко, а территориям достается только головная боль, экологические и другие проблемы. Например, сейчас нефть в регионах Северо-Запада добывается, добывается неплохо, однако действующие в регионе НПЗ, для примера, в основном ориентированы на экспорт. А мазут для энергетики и жилищно-коммунального хозяйства в Мурманской, Архангельской области, Республике Карелия приходится завозить за тысячу километров и за немалые деньги. Кстати говоря, потребности региона от деятельности самих нефтеперерабатывающих заводов обеспечиваются только на 11 процентов. Все остальное продается либо за границу, либо в другие регионы России уходит.

Поэтому предстоит существенно расширить мощности нефтепереработки, сформировать на Северо-Западе мощный нефтехимический кластер.

Естественно, ни один из индустриальных проектов - ни выход на шельф, ни строительство новых заводов - не будет реализован без учета самых строгих экологических требований. Бережное, цивилизованное отношение к природе - это обязательное условие для всех наших программ развития. В ближайшее десятилетие в России только на федеральном уровне планируется создать еще 11 новых государственных природных заповедников и 20 национальных парков. Площади еще 9 заповедников и 2 национальных парков будут существенно расширены. Мы начинаем и пилотный проект по обустройству необходимой инфраструктуры 12 особо охраняемых природных территорий. Направим на эти цели полтора миллиарда рублей. Мы их уже предусмотрели в бюджете. Чтобы уникальные природные памятники были доступны для познавательного экологического туризма, как это водится во всем мире, - и для молодых людей, и для семей с детьми, чтобы люди могли приехать и своими глазами увидеть эту красоту, это величие нашей страны.

В 2009 году был образован национальный парк «Русская Арктика». Он включает северную часть архипелага Новая Земля и Землю Франца-Иосифа, а также огромную водную акваторию общей площадью полтора миллиона квадратных километров. Уже начали работу научные экспедиции, которые должны детально оценить экологические риски в российской Арктике, а затем приступим к планомерной «генеральной» уборке наших северных территорий.

Так, для справки, я уже говорил как-то об этом, а в этой аудитории повторю еще раз: печальные цифры – по предварительным оценкам, только на архипелаге Земля Франца-Иосифа брошено до 250 тыс. бочек. Там 40-60 тыс. тонн нефтепродуктов. И еще примерно миллион бочек, просто пустые, брошенные в качестве металлолома. Убирать надо всё. Всё там ржавеет, вытекает, а экология Севера очень ранимая.

Еще один принципиальный момент. Инвестиции в мегапроекты должны прежде всего эффективно работать внутри самой России, чтобы заказы получали не только зарубежные наши партнеры, - а они тоже должны получать, - но конкуренция и на внутреннем рынке должна быть. Но, прежде всего, конечно, эти заказы должны идти в наши российские предприятия - российские машиностроительные, металлургические и судостроительные предприятия.

Например, буровые установки для освоения шельфа проектируются в питерском ЦНИИ имени Крылова, строительство морских судов и специальных платформ пойдет на заводах Петербурга, Северодвинска, Выборга и Мурманска.

Существующие верфи нам предстоит модернизировать и, конечно, расширять, в том числе, под создание судов ледового класса, танкеров, ледовых платформ, а также плавучих атомных электростанций. Первая в мире такая электростанция «Академик Ломоносов» строится на Балтийском заводе. Знаю, что там есть определенные проблемы финансового характера, - будем их решать.

Мы также закладываем целую серию ледоколов, включая атомоход «Лидер» мощностью 110 МВт. И делать эти суда, конечно, будут здесь, на верфях Северо-Запада, у нас в России, безусловно.

И, конечно, судостроение Северо-Запада должно укрепить свои позиции в качестве главного арсенала российского Военно-Морского Флота.

По сути, после многолетнего перерыва мы начинаем большую судостроительную программу: до 2020 года на переоснащение Военно-Морского Флота России будет направлено 4,7 трлн. рублей. Цель понятна - это создание современного флота, способного решать все задачи - от ядерного сдерживания до присутствия в Мировом океане, до охраны наших экономических интересов и биоресурсов России.

В прошлом году с верфей «Севмаша» были спущены на воду атомные подводные лодки 4-го поколения «Александр Невский» и «Северодвинск». Успешно проходит испытания стратегический ракетоносец «Юрий Долгорукий», уже в текущем году он должен быть передан Тихоокеанскому флоту. Ведется строительство субмарин «Владимир Мономах» и «Казань», а также серии фрегатов и корветов.

Сегодня не могу не затронуть тему размещения госзаказа. Многие видели, следили за этим, а судостроители точно. К сожалению, до 1 сентября, как договаривались, полного согласования так и не произошло между Минобороны и производителями. Там по некоторым направлениям споры продолжаются.

Хочу обратить внимание всех сторон этого процесса: во-первых, у нас колоссальные деньги выделяются на укрепление обороноспособности страны. Мы таких денег вообще никогда не выделяли, ну, в советские времена, когда все на оборонку бросали, там сопоставимые были цифры, а в новейшей истории никогда, - 20 трлн. до 2020 года. Мы вынуждены по другим позициям - очень многим - или закрывать, или сокращать наши расходы, но мы должны это сделать, чтобы обеспечить обороноспособность. Но нам нужно не эти миллиарды и триллионы осваивать, нам нужно количество и качество изделий обеспечить.

При этом, конечно, и рентабельность предприятий должна быть гарантирована. Очевидный факт - как минимум 15 процентов. Надо выходить на эту рентабельность, чтобы были ресурсы для развития, для достойной оплаты труда работников. Я надеюсь, что в ближайшее время, в течение недели, этот процесс будет закончен и по судостроению, и по ракетной технике, и по авиации.

В 2012 году заказы, авансовые и другие платежи в полном объеме должны быть доведены до предприятий не позднее марта. Очень на это рассчитываю.

Уважаемые коллеги, логика наших проектов развития заключается в том, что именно в России должны создаваться высокооплачиваемые рабочие места и конкурентные производства. Например, Северо-Запад уже стал одним из главных центров российского автопрома. У нас в 2010 году в целом в России произведено 1 млн. 400 тыс. автомобилей всех типов, а на Северо-Западе - 400 тыс., и это очень неплохо. За последние годы здесь открыли свои предприятия ведущие мировые производители - «Форд», «Дженерал Моторс», «Ниссан», «Тойота», «Хёндэ», «Сканиа». Создано, и это достаточно приличная цифра, это же высокооплачиваемые и высокотехнологичные рабочие места, - 25 тыс. новых таких вот высокотехнологичных рабочих мест.

Сейчас задаются новые требования и по локализации, то есть по объемам производства частей именно на территории России, и по объемам выпуска продукции. И наши основные зарубежные партнеры готовы к такой системе работы. Соответствующие соглашения подписаны и с «Фордом», и с «Дженерал Моторс», и с «Фольксвагеном».

Среди принципиальных условий нового режима промсборки - повышение уровня локализации, о котором я сказал, до 60%, а также обязательное создание здесь, в России, инжиниринговых центров, производство двигательных установок и других основных агрегатов. Речь идет о полноценной промышленной цепочке, то есть от проведения НИОКР до крупносерийного выпуска продукции.

Мы серьезно поддержали наш автопром в период кризиса. В результате ни один из крупных проектов не был свернут. В прошлом году производство легковых автомобилей увеличилось в России в два раза. За год увеличилось в два раза! По итогам 6 месяцев текущего года - рост 76 процентов. И если в 2009 году доля машин отечественной сборки в структуре продаж едва превышала 50%, то сейчас это уже почти 70 процентов. Добавлю, что, по оценкам экспертов, уже в 2015-2016 годах российский автомобильный рынок способен стать крупнейшим в Европе. Так и будет, я в этом не сомневаюсь. У нас потенциал роста очень большой. Это - хороший стимул как для самого автопрома, так и для его многочисленных смежников, включая металлургов, а за ними и горняки. Целая цепочка производственная.

За последние годы основные металлургические предприятия России вложили в программы модернизации более 800 млрд. рублей. Металлургия действительно превращается в отрасль нового поколения, с передовыми технологическими укладами, культурой производства, конкурентными зарплатами. Я был на всех ведущих наших предприятиях. Иногда даже не понимаешь, куда пришел. То ли учреждение здравоохранения, то ли на металлургический комбинат. Честное слово! Я, кажется, много чего видел. Но некоторые производства меня просто удивили. Самое последний писк, что называется, в этой сфере. Вот самое последнее оборудование, блестящая подготовка специалистов. Самый высочайший мировой класс! Молодцы!

На Кольском горнометаллургическом комбинате построен новый рудник «Северный». На «Северстали» запустили современную установку по производству уникальных сортов металла с полимерным покрытием. «Ижорский трубный завод» успешно участвует в реализации ключевых инфраструктурных проектов «Газпрома» и «Транснефти».

Традиционная гордость Северо-Запада - это машиностроение: промышленное, энергетическое, транспортное. Достаточно назвать Кировский или Ижорский заводы. Вместе с тем, думаю, вам не раз приходилось слышать скептическое мнение, что в этом секторе мы отстали навсегда, и, как в народе говорят, «ловить нечего». И вообще тяжелое машиностроение, гигант индустрии, так утверждали некоторые, да еще и звучит кое-где - это вчерашний день мировой экономики.

Вы знаете, я 1 сентября был в школе под Москвой, и там, в учебнике обществоведения тоже такой тезис изложен, что в 21 веке, по сравнению с 20-ым, на первое место выходит сфера услуг, а сфера производства ей уступает. Очень спорный тезис.

Мы сейчас видим, что некоторые страны, которые увлеклись политикой деиндустриализации, пожинают тяжелые и горькие плоды. И вслед за производством от них уходят и инжиниринговые центры, и мозги начинают утекать. А это создает условия для деградации, поэтому говорить о том, информация о том, что индустриализация умерла - это очень преждевременно. Нам нужна новая индустриализация, на новой базе, вот это правильно.

Я считаю, что мы поступили абсолютно правильно, выделив поддержку машиностроения в качестве приоритета. У нас есть всё, чтобы, во-первых, быть хозяевами на собственным рынке, - а он огромный, этот рынок, - и в ближайшие три года только наши генерирующие и сетевые энергокомпании (мы вот, кстати, на одном из совещании в Петербурге говорили об этом), только они, планируют направить на закупку оборудования огромные деньги - полтора трлн. рублей. Вот это и есть рынок, который должен быть заполнен нашими отечественными предприятиями.

Во-вторых, мы можем серьезно нарастить высокотехнологичный экспорт. Убежден: задача абсолютно реалистичная. Например, наша российская компания «Силовые машины» уже входит в пятерку лидеров мирового энергомашиностроения. Кстати, в Петербурге они новое предприятие строят, 30 млрд. рублей инвестиций. Очень неплохо. Желаю вам успехов.

Сейчас рабочие «Силовых машин» выполняют очень ответственный заказ, участвуют в восстановлении Саяно-Шушенской ГЭС. К 2014 году на станции будет полностью заменено всё генерирующее оборудование, установлено 10 новых турбин. И они, эти турбины, отвечают самым строгим требованиям надежности и безопасности. Первый новый гидроагрегат планируем ввести в эксплуатацию уже в декабре 2011 года. То есть там уже установленные агрегаты работают, но новый, принципиально новый агрегат в декабре 2011 года заработает.

Что хотел бы отметить. Эффективная промышленная политика развития экономики в целом требует согласованной работы всех уровней власти. Например, Правительство приняло решение о постепенном повышении пошлин на вывоз необработанного леса и одновременно установило преференции для переработчиков.

Конечно, кризис тоже здесь внес свои коррективы. Мы не действовали так жестко, как первоначально хотели, по вывозным таможенным пошлинам. Я об этом еще скажу. Но, тем не менее, результат даже этих скромных, но все-таки системных мер есть: за последние три года экспорт кругляка из России сократился более чем в два раза - с 50 млн. кубометров в год до 21 млн.

Но и это, может быть, не самое главное, потому что некоторые оппоненты могут сказать: просто рынки упали, потребность сократилась. Не только. Началась реализация 98 инвестпроектов по глубокой переработке леса, 28 из них осуществляются, кстати, в регионах Северо-Запада, и объем инвестиций - 105 млрд. рублей, а это уже совсем объективный показатель.

Для региона это, как и в случае с автопромом, новые рабочие места и дополнительные бюджетные доходы. Вы знаете, мы пошли навстречу нашим партнерам из Финляндии: временно заморозили рост пошлин экспортных вывозных на кругляк. Но хочу еще раз подчеркнуть - это временно мы сделали. Мы хотим, чтобы наши друзья и партнеры в Финляндии сориентировались вовремя, приняли какие-то меры, нашли бы вместе с нами приемлемые для обеих сторон развязки и решения.

Но от этой стратегии - сокращать вывоз необработанного леса - вот от этой стратегии отказываться не будем. Это принципиальная позиция.

Это в полной мере касается, кстати говоря, и морских биоресурсов. За последние годы в рыбной отрасли, действительно, кое-что сделано. Прежде всего, наведен самый элементарный порядок: убраны набившие оскомину административные барьеры, во всяком случае, ряд из них убран.

В свое время мы фактически потеряли внутренний рынок. Везде был сплошной импорт. Сейчас доля отечественной продукции возросла до 75% на нашем внутреннем рынке. В ближайшие годы она должна подрасти до 80 процентов.

Конечно, при реализации проектов развития очень многое зависит от активной самостоятельной позиции регионов Российской Федерации. Так, в Вологодской области взялись за возрождение богатых традиций производства натуральных льняных тканей. Воссоздается вся цепочка от выращивания льна до выпуска модной и удобной одежды.

В Санкт-Петербурге успешно формируют целый фармацевтический кластер. Как формируют? Надо отдать должное руководство Санкт-Петербурга, во всяком случае в этой части, или, скажем, прежнему руководству (уже новый претендент появился на высокую должность губернатора), но прежнее руководство в этой части действовало вполне целенаправленно и весьма эффективно. Во-первых, обустроили производственные площадки, подвели коммуникации и инфраструктуру. Во-вторых, снизили ставку налога на прибыль до 13,5%, полностью освободили компании от уплаты налога на имущество, предусмотрели налоговые каникулы. Вот целый комплекс мер приняли.

Результат есть? Есть. Уже сейчас реализуется 9 проектов с общим объемом инвестиций более 25 млрд. рублей. Первые производственные линии будут запущены уже в 2012-2013 годах. Причем практически все проекты включают создание исследовательских центров по разработке новых лекарств. Это реальное движение вперед. Можно их только поздравить и поблагодарить за это.

Понятно, что у каждого региона разные стартовые позиции, но у всех субъектов Федерации есть возможность правильно расставить приоритеты, грамотно выстроить работу с потенциальными инвесторами, избавиться от неэффективных расходов, и наоборот, вкладывать средства в программы развития, в поддержку малого и среднего бизнеса.

Вместе с тем эта понятная логика не везде является руководством к действию, к сожалению. Например, в Архангельской и Калининградской областях так и не принято решение о пониженной ставке в рамках упрощенной системы налогообложения. Практически во всех регионах округа есть программы с льготным предоставлением помещений для нужд малого и среднего бизнеса. Я только что говорил про Петербург, о работе по фармкластеру, но с этими помещениями и здесь проблем хватает. Практически во всех субъектах Северо-Запада, да, наверное, вообще России ситуация к лучшему если и меняется, то очень медленно, и для участников рынка незаметно, к сожалению.

Я обращаю внимание моих коллег-губернаторов, коллег из местных органов самоуправления - поддержкой предпринимательства нужно заниматься на практике постоянно, в жизни, а не на словах. Только в этом случае будет результат. Кстати, при оценке региональных управленческих команд обязательно будем учитывать и параметры делового климата, который создается в субъекте Федерации.

Уважаемые коллеги, все, что важно для человека, что определяет его благополучие и возможности для самореализации, должно быть постоянно в центре вашего внимания, нашего с вами внимания.

Отмечу, что по итогам 2011 года ожидается увеличение жилищного строительства по всем регионам Северо-Запада страны. Стройка пошла в рост, начинает оживать, но пока очень медленно. В целом по стране медленно, а на Северо-Западе - совсем медленно, там рост - только 0,1 процента.

К 2020 году, тем не менее, нам предстоит удвоить объемы жилищного строительства в Северо-Западном федеральном округе и выйти на уровень - свыше 12 млн. квадратных метров жилья в год. Для этого, в том числе, намерены активно использовать возможности Фонда развития жилищного строительства. На Северо-Западе он уже реализует несколько комплексных проектов. Общая площадь жилья, планируемая к вводу, на участках Фонда РЖС превышает 1 млн. квадратных метров, и это только по Северо-Западу.

Кроме того, будут открываться предприятия по выпуску стройматериалов с принципиально новыми характеристиками энергоэффективности и экологичности. За счет программ Фонда ЖКХ в регионах Северо-Запада уже отремонтировано 13 тыс. многоквартирных домов, и это значит, что свои жилищные условия улучшили более чем 2 млн. граждан нашей страны.

«Единая Россия», кстати, в начале этого года организовала мониторинг и контроль в сфере тарифов на коммунальные услуги. Отмечу, что ни в одном из регионов Северо-Западного федерального округа рост платежей, совокупных платежей граждан за коммунальные услуги, не превысил установленный порог в 15%, но разброс большой.

Скажу, и здесь секретов нет, что средний рост тарифов составил 11,5%, наибольший - в Петербурге, 14,4%, тоже за 15-процентный барьер не выскочили, 14,4. Наименьший в Калининграде - 6,1 и в Ленинградской области - 6,8 процента.

Нам нужно и дальше последовательно наводить порядок в сфере ЖКХ. Кстати, такой разброс в росте в значительной степени связан с объективными обстоятельствами. Одно дело - Ленинградская область, село, а другое дело - такой город как Питер. Но люди должны платить за реально потребляемые и качественные услуги, а не оплачивать, как мы много-много раз уже говорили, взятые с потолка нормативы и счета, за которыми часто стоит неэффективное управление, монополизм, нежелание вкладывать в обновление инфраструктуры, а зачастую и банальное воровство.

Ключевой вопрос - это доступность жилья, решение жилищных проблем бюджетников - врачей, учителей, молодых семей, в целом молодых специалистов, военнослужащих и ветеранов. Все участники Великой Отечественной войны, проживающие в Северо-Западном федеральном округе и вставшие на учет до 1 марта 2005 года, получили квартиры. Это 8984 человека. Но после того как мы расширили эту программу, с просьбой помочь в решении жилищных проблем обратилась еще более 21 тыс. человек. Из них 14,5 тыс. уже улучшили свои жилищные условия.

Конечно, мы эти программы будем продолжать.

За два предыдущих года в целом по стране военнослужащим Минобороны было предоставлено порядка 100 тыс. квартир. Никогда прежде, хочу обратить на это ваше внимание, никогда в России столько квартир для военнослужащих не выделялось.

Чтобы динамика была нагляднее, приведу несколько цифр. Только по регионам Северо-Запада. Смотрите, что у вас здесь, на Северо-Западе, происходило. В 2009 году для военнослужащих здесь, на Северо-Западе, было приобретено и построено 486 квартир. 2010 год - уже 4587 квартир (в 10 раз), а в 2011 году мы планируем 14910 квартир. И, конечно, на этом останавливаться не будем.

Всего в России с 2011 по 2013 год военнослужащим будет предоставлено еще около 77 тыс. квартир, что позволит полностью ликвидировать жилищную очередь в Вооруженных Силах. Очень на это рассчитываю и надеюсь. Естественно, в новых микрорайонах и кварталах для военнослужащих будем строить не только жилье, но и всю сопутствующую инфраструктуру. Чтобы семьи жили в нормальных, достойных условиях, будем создавать дополнительные рабочие места, открывать школы, детские сады, поликлиники. Здесь очень высока роль региональных органов власти. Во многих регионах руководители так и поступают. Вот в Питере так Валентина Ивановна (В.И.Матвиенко) делала. Я был во многих городках, смотрел, - из своего бюджета много денег Питер выделил на эти цели, и очень правильно сделал. Я призываю и других коллег обратить на это самое пристальное внимание.

Отмечу, что в рамках национального проекта «Здоровье» мы дополнительно инвестировали в здравоохранение Северо-Западного федерального округа, - сейчас поговорим по этой программе, - более 47 млрд. рублей, в том числе федеральный бюджет - 30,7 млрд., субъекты - 16,4 млрд.

Уже введены в эксплуатацию три новых перинатальных центра: в Петербурге, Калининградской и Мурманской областях. Показатель детской смертности в регионах округа в прошлом году снизился почти на 10 процентов. Не позднее марта 2012 года должен заработать и федеральный центр сосудистой хирургии в Калининграде.

Недавно на совещании в Смоленске детально обсуждалось положение дел по каждому такому объекту, по каждому говорили. Рассчитываю, что все выводы будут сделаны, и работы будут закончены в срок.

В 2005 году, когда мы только приняли решение о запуске нацпроекта «Здоровье», высокотехнологичную медицинскую помощь за счет федерального бюджета получали 60 тыс. граждан. В этом году это уже практически 300 тыс. человек. Рост в пять раз. И этого пока недостаточно. Я знаю параметры, и за каждым случаем - жизнь и здоровье людей. Конечно, будем наращивать эти возможности. Поэтому мы приняли следующее решение: дополнительно направить 2,5 млрд. рублей на оказание высокотехнологичной медицинской помощи. Это позволит уже в этом году сделать еще до 20 тыс. операций, в которых люди так нуждаются.

Но заложить деньги в бюджет - это далеко не все. Я прошу Минздравсоцразвития, Российскую академию меднаук оперативно организовать ритмичную работу центров, которые будут предоставлять необходимые виды услуг.

Особое внимание, как у нас на Руси и принято, - детям. Такого понятия, как «детская очередь на операцию», не должно быть в принципе.

Кроме того, мы предусмотрели 2,3 млрд. рублей на дополнительное лекарственное обеспечение льготных категорий граждан.

Это сообщаю впервые, мы только что, недавно, буквально на днях согласовали эти параметры с Минфином, с Минэкономразвития, с Минздравом. Эти деньги будут направлены в регионы, а субъекты Федерации прошу уже в этом году осуществлять закупки, чтобы в начале января следующего года, как это иногда бывало раньше, никаких сбоев с обеспечением лекарствами нуждающихся граждан не было.

В полной мере это касается и реализации региональных программ модернизации здравоохранения. На ремонт больниц и поликлиник, покупку новой техники, внедрение современных стандартов медпомощи регионы Северо-Запада за 2011-2012 годы получат более 44 млрд. рублей. Это дополнительные ресурсы.

Обращаю внимание: деньги по этому году перечислены полностью. Теперь на местах нужно активно и грамотно вести работу. В том числе прошу уделить особое внимание внедрению современных информационных технологий, которые позволят сделать запись к врачу цивилизованной, максимально удобной для пациента и избавить их от беготни по всякого рода инстанциям со всякими талончиками и т.д.

Одна из ключевых задач региональных программ модернизации здравоохранения - это повышение уровня зарплат медработников. Напомню, что за 2 года фонд заработной платы должен увеличиться на 30-35 процентов.

Могу и здесь привести данные по Северо-Западу. Они любопытные. Разница большая, разброс большой. Собственно, понятно, уровень жизни разный в регионах. Средняя начисленная заработная плата врачей в Северо-Западном федеральном округе в 2010 году - 30365 рублей. Самая высокая - в Ненецком автономном округе, 69390 рублей. Самая скромная - в Архангельской области, 18648. Разница большая очень.

Сейчас, чтобы получать более или менее нормальные деньги (вот мы говорили на встрече с медработниками), они должны «крутиться», как белка в колесе, совмещая полторы, а то и две ставки, с постоянными дежурствами совмещая.

По Северо-Западу картина такая. Возьмем сельскую местность. По штатному расписанию здесь предусмотрено 2512 врачебных должностей. Заняты 2144. Казалось бы, все сходится. Но если посмотреть на реалии, они не такие радужные, потому что работают на этих ставках 1448 человек. Значит, почти каждый работает на две ставки. Отсюда и очереди, и физическая нагрузка врача, недосмотр какой-то и т.д. и т.п.

В целом по России ситуация с кадрами в сельской местности следующая. Всего штатных единиц порядка 66 тыс. врачей, работает 41 тыс., причем молодых специалистов среди них только 6500. Считаю, что мы должны создать дополнительные стимулы для врачей, которые придут в сельскую медицину.

Предлагаю выделить по 1 млн. рублей подъемных каждому специалисту, который пожелает работает на селе. Он сможет использовать эти деньги на обустройство, на решение жилищных и других бытовых проблем. Единственное условие - проработать не менее 5 лет. Я думаю, что это вполне обоснованно и логично. Это по-честному.

Хочу вот на что обратить ваше внимание. Во-первых, у нас средства есть, и это известная экономия в рамках программы модернизации. Здесь даже дополнительных ресурсов не нужно. Примерно это будет нам стоить 11 млрд. рублей, но мы в первую очередь должны будем помогать тем регионам, которые сами «шевелятся» и что-то делают для обустройства своих медиков. И, кстати говоря, такие регионы есть.

Я рассчитываю, что такой шаг позволит уже в следующем году, как минимум, вдвое сократить дефицит врачей в сельской местности, вдвое. Сейчас дефицит составляет порядка 22 тыс. специалистов. Конечно, потребуются некоторые изменения в законодательстве, и я прошу нашу фракцию в Государственной Думе обеспечить оперативное рассмотрение и принятие необходимых поправок.

Нужно сделать это максимально быстро, чтобы уже в декабре-январе мы могли начать такую программу. Она будет действовать весь 2012 год. Посмотрим на ее результаты, а там дальше будет видно.

Мы предлагаем регионам также поддержать эту инициативу, тем более что, как я уже говорил, во многих субъектах Российской Федерации позитивный опыт есть, накоплен. Например, в Кемеровской области врачам, работающим в сельской местности, выдают льготные жилищные кредиты, в Карачаево-Черкесии предусмотрены 25-процентные надбавки молодым сельским врачам. Специальные надбавки к фонду оплаты труда работают и в Липецкой области.

Было бы правильным, если бы регионы, в свою очередь, предусмотрели систему стимулов для среднего медперсонала. Этих специалистов также не хватает на селе, и это, безусловно, нужно сделать, тем более что большинство медицинских училищ находится в ведении субъектов Российской Федерации.

Я убедительно прошу моих коллег и депутатов законодательных собраний, представителей, кстати говоря, и Народного фронта, и руководителей регионов совместно с профессиональным сообществом эту тему самым тщательным образом обсудить и обозначить ее в качестве одного из приоритетов для дальнейшей работы, в том числе и при формировании региональных бюджетов.

Теперь несколько слов о программе поддержки российской школы. В ближайшие два учебных года из федерального бюджета планируем выделить регионам, - вы знаете уже об этом, - 120 млрд. рублей дополнительно. Эти средства пойдут на покупку оборудования, обустройство школьных столовых, на решение проблем малокомплектных школ в сельской местности, на повышение квалификации педагогов. В свою очередь, за счет освободившихся средств субъекты Федерации обязаны обеспечить рост зарплаты учителей.

Обращаю внимание: уже по итогам сентября учителя должны увидеть повышение своих зарплат не в планах каких-то, а конкретно в кошельке.

По данным Министерства образования и науки, в 40 объектах Российской Федерации уже в текущем месяце средний уровень зарплат по экономике в регионе и зарплат учителей сравняется. А в четырех регионах этот показатель будет превышен, т.е. учителя будут получать даже чуть выше, чем среднюю по экономике.

В 38 субъектах Российской Федерации средняя зарплата учителей вырастет не менее чем на 30 процентов. Но, вместе с тем, здесь она пока все же недотягивает до средней зарплаты по экономике, и этим субъектам Федерации нужно как можно быстрее задачу поставленную решать.

Повторю, в течение этого и последующего учебных годов во всех без исключения регионах России зарплата учителя должна достичь средней зарплаты по экономике в регионе, в субъекте Российской Федерации. Я прошу партийные структуры «Единой России» на местах держать этот вопрос на постоянном контроле и добиться этого результата.

К чему приводят низкие зарплаты школьных педагогов мы прекрасно с вами понимаем. Это не только унизительное состояние, а мы говорим, что педагог работает с нашим будущим - с детьми, но это еще закрывает ему доступ ко многим возможностям экономического характера или социально-экономического характера. Например, если ты учитель и получаешь мало, молодой специалист, а зарплата, как правило, не более 8 тыс. рублей в месяц, то в этом случае даже о самой дешевой ипотеке приходится забыть. Потому что никакой банк под такую зарплату никого ипотечного кредита не выдаст. Теперь, когда зарплаты учителей выходят на уровень средней зарплаты по экономике, жилищные кредиты будут становиться доступнее.

Поэтому в этой сфере тоже есть некоторые предложения. Хочу вас с ними познакомить. Во-первых, предлагаю предусмотреть специальную ипотеку для молодых преподавателей, учителей - с пониженной ставкой и, подчеркну, с минимально возможным первоначальным взносом, а также без ограничений по размерам оплаты труда.

Ставка сегодня - порядка 13-14%, предлагается сделать эту ставку в районе 8,5 процента. Первоначальный взнос сегодня 20%, предлагается - не более 10 процентов. И я думаю, было бы очень правильно, если бы регионы, у многих такие возможности есть, этот первоначальный взнос вообще взяли на себя. Это вполне возможно.

И речь идет о специалистах до 35 лет, о молодых педагогах. Примерно, по нашим расчетам, 50-60 тыс. человек могут взять такие кредиты. Вообще специалистов такого возраста примерно 22% с небольшим от общего числа преподавателей, это примерно 238 тыс. человек. Но мы считаем, что в такую ипотечную систему может войти 50-60 тыс. Мне кажется, как первый шаг решения жилищных проблем учителей на селе это может быть достаточно эффективным.

Я уже говорил, что регионы могли бы взять на себя и первый взнос. Многие уже делают и делают немало. В качестве примера могу привести Псковскую область, где платят «подъемные» молодым специалистам, которые идут на работу в школу.

Я прошу федеральные ведомства, Агентство по ипотечному жилищному кредитованию детально проработать вопрос о специальной ипотеке для молодых учителей и, конечно, прошу наших коллег в регионах, как я уже говорил, также заняться этим вопросом.

Есть еще одно предложение: предлагается использовать такую форму, как жилищные кооперативы. Этой возможностью смогут воспользоваться все школьные преподаватели вне зависимости от возраста. Фонд развития жилищного строительства будет безвозмездно предоставлять таким кооперативам участки под застройку, а субъекты Федерации могли бы полностью взять на себя обустройство таких участков всеми необходимыми коммуникациями. Не такая уж затратная работа будет, а также решение оргвопросов по созданию кооперативов.

В результате, по нашей предварительной оценке, стоимость квадратного метра жилья эконом-класса может снизиться минимум на 25-30% от рыночного уровня. Это уже заметное облегчение для участия в таком кооперативе. Здесь также потребуется внесение изменений в законодательство, включая Земельный кодекс. Прошу депутатов фракции «Единая Россия» обратить на это внимание.

Убежден, что возможности «Единой России» и наших депутатов в регионах обязательно должны быть использованы, и прошу вас тоже обратить внимание на этот проект, который условно мы с вами могли бы назвать «Учительский дом».

Мы также поможем тем субъектам Федерации, которые активно занимаются дошкольным образованием, и за счет федеральных источников выделим на эти цели дополнительно 9 млрд. рублей: 1 млрд. - напрямую из федерального бюджета и еще 8 млрд. - в виде бюджетных кредитов, кредитов регионам.

Это позволит существенно ускорить ликвидацию очередей в детсады. Для Северо-Запада тема очень острая. Здесь сейчас ждут своего места в детсады более 110 тыс. ребятишек, при этом некоторые регионы отводят на решение данной проблемы 5, а то и 10 лет. Но это не решение проблемы. За это время они уже вырастут, на работу пойдут. Такой подход, конечно, нужно пересматривать. Уверен, ресурсы на это важное дело можно найти и нужно найти.

Знаете, я же часто бываю в регионах и знаю, что многие бывшие детские сады заняты под всякие административные учреждения, но первое, что нужно сделать - освободить эти помещения.

Я понимаю, там, где уже продано, бизнес занял, трудно вернуть через суды, но там, где административные органы сидят, можно же освободить? Можно, конечно, и нужно это сделать. Нам нужно с вами шаг за шагом создавать в каждом российском регионе достойные и комфортные условия для жизни человека, для семьи, возможности для успешной полноценной самореализации во всех сферах: в труде, творчестве, спорте, образовании. Конечно, мы обязаны беречь историческое и культурное наследие, которое объединяет нашу нацию.

Только за счет федеральных источников за последние 10 лет мы вложили в реставрацию древних памятников зодчества Русского Севера, в строительство и реконструкцию музеев, театров, библиотек Новгорода, Пскова, Санкт-Петербурга, других городов Северо-Запада более 66 млрд. рублей. Развиваем спортивную инфраструктуру. 8 млрд. рублей направили на строительство физкультурных центров Северо-Запада. В Санкт-Петербурге, в Калининграде будут создаваться кластеры для будущего чемпионата мира по футболу. Это тоже новые перспективы для всего региона.

Уважаемые коллеги!

Теперь о выборах буквально два слова. Выборы в Госдуму назначены на предстоящем съезде «Единой России». Конечно, еще поговорим и о программе, и о списках кандидатов по предвыборной работе.

Что бы хотел отметить сейчас. «Единая Россия» будет участвовать в выборах в Государственную Думу вместе с широкой общественной коалицией, опираясь на единую платформу и общую программу действий, поддерживая и выдвигая во власть новых инициативных и неравнодушных людей. Мы создали с вами Народный фронт, открытый для всех общественных организаций и трудовых коллективов, для представителей других даже политических партий, для всех, у кого есть новые предложения и желание работать для будущего страны.

Я убежден - идея народной консолидации была правильной, необходимой и всему обществу, да и самой «Единой России». Стремление большинства людей к единению вокруг позитивных целей развития очевидно, так же, как желание граждан напрямую влиять на политику государства, поэтому возможности и механизмы, которые для этого предлагает сегодня «Единая Россия», обязательно будут востребованы. Об этом говорят и результаты предварительного народного голосования. На этой площадке ярко проявили себя многие инициативные группы и лидеры общественного мнения, которые хотят и способны решать стоящие перед страной задачи.

Сама «Единая Россия», у которой, конечно же, очень много проблем, и нарекания в адрес «Единой России» правильные, но все-таки «Единая Россия» реально продемонстрировала свое развитие, расширение внутрипартийной демократии, в целом очевидно качественное обновление принципов работы самой партии.

С учетом результатов предварительного голосования уже можно сказать, что значительную часть мест в нашем списке на выборах в Госдуму займут представители различных социальных групп - врачи, учителя, инженеры, рабочие и фермеры, военнослужащие и предприниматели, пенсионеры и молодежь. Одновременно будет много новых молодых политиков и из числа самой партии, из партийного и кадрового резерва, из молодежных структур.

В целом, нашу фракцию в Госдуме ждет серьезное обновление - наполовину, а то и более. Я думаю, что это позитивная тенденция, но, конечно, при этом мы не должны потерять людей, которые доказали и показали, что они могут позитивно работать на благо страны и ее граждан. Нельзя потерять этих людей, нужно использовать их потенциал и желание работать. И, конечно, и партийные структуры, да и Правительство, над этим подумают.

Нам с вами нужно, чтобы через приход новых людей в политику, во власть, работа партии во всех уровнях стала более эффективной. Уверен, что механизм предварительного народного голосования мы должны широко использовать и в ходе предстоящих региональных выборов.

Я предлагаю, чтобы в списках «Единой России» на предстоящих региональных выборах тоже было не менее 25% представителей Народного фронта. Это пойдет только на пользу.

Уважаемые коллеги, безусловно, задача работы Народного фронта, о котором я только что упомянул, не ограничивается только выборами и новыми механизмами формирования власти. Пожалуй, самое важное - это открытое обсуждение ключевых проблем страны и общества. Чтобы реализовать наши стратегические планы, вывести Россию на качественно более высокий уровень развития, нам потребуется принимать многие принципиальные решения, серьезно обсуждать важные проекты, выбирать те приоритеты, на которых должно быть сконцентрировано особое внимание. И такие решения не могут приниматься исключительно в кабинетах, узким кругом чиновников или экспертов. Они должны опираться на поддержку всего российского народа. И это должны быть не только грамотные, выверенные решения, они должны быть понятны обществу, востребованы и поддержаны обществом. Должны отвечать интересам большинства, подавляющего большинства граждан России, т.е. должны быть справедливыми.

Именно поэтому с помощью механизмов Народного фронта нам необходимо расширить возможности российского гражданского общества по формированию национальной повестки. На площадке Народного фронта с участием общественных объединений, граждан мы уже обсуждали параметры федерального бюджета на будущий год, рассматривали такие определяющие принципиальные темы, как модернизация здравоохранения и образования, социальная политика, укрепление гражданского и межнационального согласия. И эта работа, конечно, должна быть продолжена. Например, общественное обсуждение народного бюджета должно стать постоянным, причем как на федеральном, так и на региональном уровне.

Предлагаю также, чтобы в ходе осенней сессии Госдумы, - а ее пленарные заседания начинаются, по-моему, прямо завтра, - максимально полно был отработан механизм взаимодействия нашей фракции с участниками Народного фронта при рассмотрении ключевых и наиболее социально значимых законопроектов. Собственно говоря, этот процесс уже начался. Необходимо сформировать перечень приоритетных законопроектов осенней сессии и предусмотреть процедуры их предварительного обсуждения. Например, в рамках регулярных совместных заседаний руководства фракции «Единая Россия» и представителей Федерального координационного совета Народного фронта.

И еще: считаю возможным проработать вопрос об усилении участия представителей Народного фронта в экспертных советах и комиссиях при профильных комитетах Госдумы. В том числе это позволит накопить опыт парламентской работы тем коллегам, которые впервые придут в Думу по нашим спискам.

Уважаемый друзья! На региональных конференциях мы намечали масштабные стратегические планы развития регионов, они войдут нашу предвыборную программу. И прежде всего, это означает, что мы берем обязательства перед гражданами России, несем полную ответственность за результаты, за то, насколько эффективно будут реализованы наши проекты в конкретных законах и решениях, в бюджетных статьях на федеральном, региональном или местном уровне. Работа очень большая, предстоит решить много сложных и важных задач. Я уверен, мы с этим справимся.

Спасибо вам большое за терпение и внимание!




Ключевые слова: Единая Россия, Законодательство , МСУ, Обращение, ОНФ



Популярные новости раздела